вернуться

Здравоохранение 2014

Основные направления и целевые показатели развития здравоохранения определены Указом Президента РФ от 07.05.2012. На совещании в Кремле в конце 2013 г. обсуждались работа по исполнению данного Указа и перспективы дальнейшего развития. Особое внимание было уделено внедрению механизмов снижения неэффективных расходов, повышению эффективности деятельности медучреждений, вопросам оплаты труда медработников.

За счет чего намечен рост зарплаты?

 

Повышение зарплаты врачей (на 36%) отметил Президент во вступительном слове. За 2013 г. средняя зарплата врачей составила 39 500 руб. Зарплата среднего медперсонала повысилась на 78%, хотя целевые показатели были ниже: 29,7% по врачам и 75,6% по среднему персоналу. По младшему персоналу пока отставание - повышение зарплаты на 45% вместо ориентировочных 50,1%.

Президент отметил, что в 2013 г. завершены программы модернизации здравоохранения. Результатом стало существенное обновление материально-технической базы больниц и поликлиник в регионах РФ, создание условий для внедрения стандартов медпомощи. Вместе с тем В.В. Путин обратил внимание аудитории на то, что в некоторых клиниках не все еще оборудование введено в эксплуатацию из-за нехватки специалистов и расходных материалов, и указал, что работа по развитию здравоохранения должна быть продолжена: "Нужно продолжить структурные реформы, чтобы избавиться от неэффективных расходов, оптимизировать сеть больниц и поликлиник, за счет этого обеспечить дальнейший рост зарплат медработников, а главное, повысить качество медобслуживания".

Быть ли сельским больницам?

 

Президент остановился на вопросе оптимизации сети бюджетных медучреждений, указав на встречающиеся поверхностные, чисто бюрократические подходы, когда закрываются больницы или роддомы на селе, в небольших городах, и назвал такую структуризацию сети недопустимой. По мнению главы государства, исправить ситуацию должен жесткий контроль со стороны федеральных и региональных властей, однако для этого нужно сформировать понятные и эффективные механизмы управления структурными преобразованиями в отрасли, разработать соответствующие планы действий по этому направлению.

 

Откуда взять средства на капремонт и строительство?

 

В.В. Путин указал на необходимость тщательного анализа практики, связанной с переходом на финансирование здравоохранения через систему ОМС, особенно в части финансирования капремонта и строительства. Пока в тариф обязательного медстрахования включены только расходы на текущий ремонт. Затраты на капремонт и строительство там не предусмотрены. Вместе с тем новое качество медицины предполагает дальнейшее укрепление материально-технической базы медучреждений и создание современных больниц и поликлиник.

Президент считает, что простое включение инвестрасходов в тариф ОМС - довольно рискованное, сложное дело, чреватое увеличением нагрузки на бизнес и на граждан. Однако направлять на развитие медицинской инфраструктуры исключительно государственные средства неэффективно, сложно, затратно. Наиболее оптимальным вариантом видится государственно-частное партнерство. Однако для того, чтобы такое партнерство было взаимовыгодным, потребуется создавать для бизнеса привлекательные условия, просчитав все потенциальные риски.

Кому отдать центры высоких медтехнологий?

 

Глава государства в своем выступлении затронул еще одну важную тему - "погружение" отдельных видов высокотехнологичной медицины в систему ОМС и отметил, что все 12 центров высоких медтехнологий уже вошли в рабочий ритм. Количество высокотехнологичных операций по стране увеличилось в 10 раз по сравнению с 2005 г., финансовое обеспечение таких операций из федерального бюджета выросло с 9,9 млрд руб. в 2006 г. до 55,6 млрд руб. в 2013 г. В течение ближайших 3 лет объемы высокотехнологичной медпомощи планируется увеличить не менее чем в 1,5 раза по сравнению с 2013 г. С учетом этого будут приниматься все решения по механизмам ее дальнейшего финансирования, в том числе и передача федеральных клиник, оказывающих высокотехнологичную и специализированную медпомощь, на уровень субъектов РФ.

Глава государства указал на то, что федеральные клиники, обладающие крепкой материально-технической базой, квалифицированными специалистами и научным потенциалом, создавались, чтобы предоставлять медицинскую помощь всем гражданам страны вне зависимости от места их расположения. Поэтому передача федеральной медорганизации региону возможна только при условии, что регион обеспечит высокий уровень ее финансирования и обслуживания граждан, в том числе из других регионов.

 

Чем привлекут кадры?

 

Министр здравоохранения В.И. Скворцова отметила, что всеми субъектами РФ разработаны и приняты региональные кадровые программы, которые предусматривают повышение квалификации кадров, устранение дефицита и дифференцированные меры соцподдержки. Впервые за последние 10 лет в России увеличилось количество среднего медперсонала на 6500 человек, причем на скорой помощи прирост составил за 11 месяцев 13%, в первичном звене - 3,7%. Численность врачей увеличилась на 4600 человек (прирост 2,4%). В этом, по мнению министра здравоохранения, большую роль сыграло увеличение доли целевой контрактной подготовки и повышение ее эффективности: в 2013 г. 84% молодых специалистов вернулись на подготовленные для них рабочие места (в предыдущие годы этот показатель был 70 - 75%). Реализуемая программа "Земский доктор" позволила привлечь в первичное звено в сельскую местность более 11 500 молодых специалистов, молодых врачей, в 2013 г. - около 4000 человек (в 2014 г. программа будет продолжена).

 

Как будут оценивать труд медработников?

 

В.И. Скворцова отметила, что повышение средней заработной платы при сохранении ее выраженной дифференциации обострило вопрос о необходимости совершенствования функциональных обязанностей медицинских работников и системы нормирования их труда. Уже разработано 27 отраслевых персональных стандартов, следующий шаг - поэтапный перевод работников медорганизаций на эффективный контракт.

Закончено формирование методики по расчетам нормативов труда медицинских работников. Специалисты Минздрава провели детальный хронометраж деятельности медработников первичного звена, что позволило пересмотреть нагрузки на одного специалиста и выявить реальные ресурсы для увеличения доли на непосредственную работу с пациентом, уменьшения времени на работу с документами и нормирования вспомогательной деятельности врачей.

Что будет сделано?

 

По итогам совещания Президент подписал следующий перечень поручений на ближайшие месяцы:

1) Правительству РФ:

а) обеспечить представление плана осуществления до 2020 г. структурных преобразований сети медицинских организаций, обратив особое внимание на развитие стационаро-замещающих технологий в больничных учреждениях;

б) разработать дифференцированные нормативы объемов оказания медпомощи по субъектам РФ;

в) по итогам 2013 г. проанализировать ситуацию, связанную с повышением зарплаты работников социальной сферы в субъектах РФ, обратив особое внимание на диспропорцию как по отдельным отраслям социальной сферы, так и в субъектах РФ и муниципальных образованиях;

г) внести предложения об источниках финансирования деятельности медорганизаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь;

д) представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся:

- расширения возможности использования механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, предусмотрев при этом сохранение профиля медорганизаций, объемов, видов и условий оказываемой ими медпомощи, а также обеспечение доступности и качества медпомощи, оказываемой по программе госгарантий;

- наделения органов государственной власти субъектов РФ полномочиями по выбору медорганизаций для реализации территориальных программ госгарантий и установления критериев отбора таких организаций;

2) Правительству РФ совместно с аппаратом Совета безопасности РФ представить предложения по оптимизации сети и коечного фонда медорганизаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Я.Ю.Королева

Эксперт журнала

"Руководитель бюджетной организации"