Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр

Фото МИАЦ Фото МИАЦ Фото МИАЦ

Поиск по сайту

вернуться

Сложности интеграции медицинских данных

О создании единого информационного пространства в здравоохранении говорят уже много лет, но на практике российские клиники не особо стремятся к интеграции своих внутренних систем с внешними.

Несмотря на то, что многие медучреждения прямо или опосредованно передают данные в федеральные ресурсы Единой государственной информационной системы здравоохранения, извлечь какую-либо ценную для себя информацию из общенациональной системы клиники не могут. Неудивительно, что в такой ситуации основным мотивом  интеграции с ЕГИСЗ для медицинских организаций являются требования Минздрава.

По мнению президента Национальной ассоциации медицинской информатики  Татьяны Зарубиной, интеграция медицинской информации является необходимым условием для решения как текущих, так и перспективных задач охраны здоровья. Преемственность оказания медицинской помощи конкретному человеку с учетом особенностей его организма и анамнеза в любом медучреждении страны, а также в чрезвычайных ситуациях; возможность иметь свое медицинское «резюме» в зарубежных поездках; проведение хорошо спланированных масштабных клинико-научных исследований, требующих анализа больших массивов медицинских данных, и внедрение результатов этих исследований в практику; стандартизация оказания медицинской помощи; возможность исследований для оптимизации управления здравоохранением по объективным критериям – это лишь неполный перечень задач, которые позволит решить интеграция медицинской информации. «Интеграция медицинских данных – одно из необходимых условий для перехода на более высокий уровень здравоохранения», – подчеркнула Татьяна Зарубина.

Насколько готовы российские клиники к такому переходу и что может мотивировать их усилия в области интеграции? С точки зрения Виктории Сапрыкиной, главного специалиста Института хирургии им. А. В. Вишневского, пока интеграция обусловлена в основном требованиями регуляторов. Зачастую такая интеграция выполняется лишь на бумаге.

Современная клиника, по мнению Сапрыкиной, это прежде всего, понимание стратегии развития организации, в том числе с целью повышения качества медпомощи и улучшения условий работы специалистов. Клиника не может развиваться в изоляции, для этого нужны профессиональные сообщества, где аккумулируется и обрабатывается информация как для целей науки, статистики и повышения квалификации врачей, так и для расширения возможностей оказания медпомощи. Возможно, когда сменится поколение используемых медицинских информационных систем и появится потребность в достоверной и полной информации о деятельности учреждения, задача интеграции станет намного проще ,будут отработаны бизнес-логика и стандартные технологические решения по обмену данными.

Пока можно говорить лишь о локальном прогрессе в сфере интеграции – в отдельных областях, для отдельных задач. Взаимодействие со страховыми компаниями – одна из тех задач, для решения которых более или менее налажен информационный обмен. Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса компании ФОРС, уверен, что интеграция – осознанная потребность, которая существует в клиниках. Ведь медучреждения должны поддерживать информационное взаимодействие с большим числом контрагентов, и прежде всего со страховыми компаниями по договорам медицинского страхования и сторонними клиническими лабораториями, где исследования выполняются по договору подряда. Информация от контрагентов должна попадать в информационную систему клиники напрямую, от этого зависят финансовые результаты работы медучреждения. «Поэтому разработка интеграционных интерфейсов для внешних систем сегодня – потребность номер один», – подчеркнул Зезюлинский. По его словам, ранее в каждом регионе существовали свои правила работы по обязательному медицинскому страхованию, и разработчики были вынуждены дорабатывать свои решения под специфические требования, что усложняло и удорожало автоматизацию. Сейчас в регионах предпринимаются попытки унификации правил работы по ОМС, поэтому есть надежда, что в ближайшее время эта проблема будет решена.

Чтобы медучреждения не игнорировали поступающие «сверху» требования, эти требования не должны противоречить интересам всех участников процесса – пациентов, клиник, страховых компаний и административных органов, считает Владимир Казинов, гендиректор DiViSy Group. Национальные клинические рекомендации, клинические протоколы и стандарты необходимо дополнить системой документирования медицинских манипуляций и дистанционным доступом. Только при этом условии, по его мнению, будет запущена система интеграции. Под документированием здесь подразумевается параллельная синхронная запись всех видов информации, которые используются или создаются в ходе различных медицинских манипуляций с пациентом. В этом случае, проанализировав запись, можно будет объективно оценить качество проведения манипуляции и создать реальные планы по его повышению, а также определить, чему и как необходимо дополнительно обучить медицинский персонал. Только в этих условиях медицинские и информационные технологии начнут органично взаимодействовать.
Итак, условия для внешней интеграции эксперты называют разные. Число руководителей медицинских организаций, готовых осознанно заниматься интеграцией, невелико, и внутренних стимулов для этого практически не наблюдается. Выходит, судьба единого информационного пространства здравоохранения целиком и полностью зависит от адекватности, последовательности и настойчивости Минздрава.

В настоящее время в министерстве готовится проект приказа, устанавливающий порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки предоставления в них первичных данных о медицинской деятельности. Документ, появление которого должно было бы предшествовать массовому внедрению медицинских информационных систем, на сегодняшний момент находится в стадии разработки.

Обзор подготовлен по материалам Ирины Шеян, www.osp.ru/medit